При модернизации нет необходимости наращивать комингсы, утяжеляя тем самым корпус и сокращая дедвейт. В этом варианте наращивание комингсов актуально только для увеличения вместимости судна под заданный УПО груза. Часто от этого можно отказаться вовсе, так как существующей вместимости достаточно. Если вместимость трюмов всё же нужно увеличивать, то делать это нужно оптимально – поднимать комингсы на минимально требуемую высоту, что, опять же, сокращает количество устанавливаемого металла при модернизации и не перегружает судно “собственным весом”.
Предлагаемый нами вариант модернизации решает также проблему дополнительного ограничения грузоподъёмности из-за низких объявленных проходных осадок в подходных каналах к морским и речным портам. Удлинённое судно на меньшую осадку берёт больше груза, что даёт преимущество перед
конкурентами, вынужденными ходить недогруженными или простаивать в ожидании повышения уровня воды. В частности, на р. Дон, в связи с тенденцией обмеления в последнее время, осадки больше 3,65 м являются непроходными, поэтому многие суда не могут реализовать проектную грузоподъёмность и поэтому эксплуатируются на грани окупаемости, зачастую себе в убыток [1].
Рассмотрим изложенную концепцию на примере проекта модернизации сухогрузного судна ”Rodion Oslyabya” пр. 05074, выполненного компанией Морской Инжиниринговый Центр СПб в Ноябре 2016 года.
Целью проекта является увеличение дедвейта судна свыше 5000т при регламентированной осадке в реке 3,65 м. При этом габаритная длина судна не должна превышать 140 м, по условиям прохождения Волго-Донского Судоходного Канала. Цель достигается путём увеличения проектной длины судна на 31,2 м. Исходя из особенностей корпуса судна и технологичности изготовления вставок, на Заводе-изготовителе было принято проектное решение провести удлинение двумя вставками по 15,6 м каждая (см. Рис. 1).
При выборе размерений судна на стадии эскизного проекта было проработано и предложено Заказчику 6 вариантов. Помимо обязательных критериев прочности, остойчивости и непотопляемости, большое внимание было уделено коэффициенту утилизации водоизмещения по дедвейту и оптимизации количества и объёмов трюмов под требуемый техническим заданием УПО груза.
Сравнение характеристик судна до и после модернизации представлено в Таблице 1.
Табл. 1 Основные характеристики судна пр. 05074 до и после модернизации
Характеристики | До модернизации | После модернизации |
Название судна | ”Rodion Oslyabya” | |
ИМО номер | 8891560 | |
Номер проекта | 05074 | ТР.599 |
Класс судна | R2-RSN | R3-RSN (при h3%=3,0) Ice 1 |
Длина наибольшая, м | 107,4 | 138,6 |
Ширина по КВЛ, м | 16,5 | 16,5 |
Высота борта, м | 5,5 | 5,5 |
Осадка в море, м | 3,69 | 3,78 |
Осадка в реке, м | 3,65 | |
Водоизмещение порож нем, т |
1661 | 2018 |
Масса дооборудования, т | - | ~360 |
Водоизмещение при осадке в реке, т |
5176 | 7033 |
Водоизмещение при осадке в море, т |
5370 | 7487 |
Дедвейт при осадке в мо ре, т |
3709 | 5469 (прирост 1760) |
Дедвейт при осадке в ре ке 3,65 м (т) |
3515 | (прирост 50151500) |
Коэффициент утилиза ции водоизмещения по дедвейту |
0,69 | 0,73 |
Вместимость трюмов, м3 | 3990 | 6773 |
Ориентировочная продолжительность вывода судна из эксплуатации на модернизацию: |
||
- при заготовке объёмных секций, мес. | 2 | |
- при заготовке плоскостных секций, мес. | 4 |
Рис. 1 Схема модернизации сухогруза пр. 05074
Дедвейт судна при работе с диктуемой природными условиями осадкой в реке 3,65 м, увеличился на 1500 т и превысил 5000 т, что несомненно является плюсом в условиях сложившейся навигационной обстановки при работе в портах Волго-Донского бассейна. Дедвейт при максимальной осадке в море увеличился на 1760 т и составил 5469 т. Для работы в условиях ледовой обстановки судну присвоен ледовый класс Ice1, подтвержденный РС.
Проект разработан по современным требованиям Правил Российского Морского Регистра Судоходства, однако, возможны варианты проектирования под требования других классификационных обществ. Например, важной особенностью в данном проекте являются специальные требования класса MSR
(Mediterainian Shipping Register) к высоте волны и району эксплуатации, что, в конечном итоге, позволило назначить судну специальный прибрежный класс, разработанным под специфику черноморского бассейна, при удалении не более 50 миль от места убежища с допускаемой высотой h3% = 3 м. При этом масса устанавливаемых конструкций примерно на 200 т меньше, чем у аналогичных
судов, прирост чистой грузоподъёмности к массе переоборудования значительно выше, а срок окупаемости инвестиций меньше.
Аналогичное переоборудование судна «Дмитрий Донской» (пр. 507Б) по проекту МИЦ СПб (пр. ТП.550) проходило в августе 2016 г. [2]. Сравнение характеристик судна до и после модернизации представлено в Таблице 2.
Опыт эксплуатации показал, что при прежних эксплуатационных затратах (главным образом, на топливо) скорость хода уменьшилась всего на 2-3% (более точные данные, основанные на количественной оценке сопротивления воды движению судна до и после модернизации, будут приведены в публикуемой статье). Этот факт, наряду со значительным приростом грузоподьёмности (43%), подтверждает экономическую целесообразность проведения переоборудования.
Табл. 2 Основные характеристики судна пр. 507Б до и после модернизации
Характеристики | До модернизации | После модернизации |
судна | ”Дмитрий Донской” | |
ИМО номер | 8891560 | |
Номер проекта | 507Б | ТР.55 |
Класс судна | R2-RSN | R3-RSN (при h3%=3,0) Ice 1 |
Длина наибольшая, м | 106,6 | 137,85 |
Ширина по КВЛ, м | 16,5 | 16,5 |
Высота борта, м | 5,5 | 5,5 |
Осадка в реке, м | 3,65 | |
Осадка в море, м | 3,69 | 3,78 |
Водоизмещение порож нём, т |
1500 | 1799 |
Масса дооборудования, т | - | 299 |
Водоизмещение при осадке в море, т |
5353 | 7490 |
Водоизмещение при осадке в реке, т |
5159,4 | 7036 |
Дедвейт при осадке в мо ре, т |
3853 | 5691 (прирост 1838) |
Дедвейт при осадке в ре ке 3,65 м т |
3659,4 | (прирост 5237 1577,6) |
Коэффициент утилиза ции водоизмещения по дедвейту |
0,72 | 0,76 |
Вместимость трюмов м3 | 4045 | 6800 |
Ориентировочная продолжительность вывода судна из эксплуатации для модернизации: |
||
- при заготовке объёмных секций, мес. |
2 | |
- при заготовке плос костных секций, мес. |
4 |
Рис. 2 Схема модернизации сухогруза пр. 507Б
Имея опыт успешной эксплуатации т/х «Дмитрий Донской», Судовладелец
обратился к нам с предложением о разработке ещё двух проектов модернизации
сухогрузов; один них уже реализуется на Ильичевском СРЗ. Кроме этого, ещё 2
компании также заказали проекты модернизации сухогрузных судов под классом РС. Примеры проектов модернизации приведены на Рис. 3 и Рис.4
Рис. 3 Схема модернизации сухогруза пр. 00352
Рис. 4 Схема модернизации сухогруза пр. 1565М
Проекты оптимизированы по критериям:
- Объёма дооборудования, с точки зрения минимальной достаточности, но с учетом выполнения требований Правил РС и Международных Конвенций.
- Рабочей (не избыточной) осадки с учётом вышеизложенных факторов.
- Достаточной кубатуры трюмов при различных вариантах УПО. Всё это делает возможным проведение подобных модернизаций и сегодня, при шатком рынке грузоперевозок. В таких условиях рынка найти баланс затрат и окупаемости средств при модернизации также становится актуальной задачей
Проектанта. Мы к таким задачам привыкли, ввиду того, 85% (по итогам 2016 года) наших Заказчиков - частные компании-судовладельцы, рассматривающие вложения собственных средств сквозь призму рентабельности.
Всё это делает возможным проведение подобных модернизаций и сегодня, при шатком рынке грузоперевозок. В таких условиях рынка найти баланс затрат и окупаемости средств при модернизации также становится актуальной задачей Проектанта. Мы к таким задачам привыкли, ввиду того, 85% (по итогам 2016 года) наших Заказчиков - частные компании-судовладельцы, рассматривающие
вложения собственных средств сквозь призму рентабельности.
Перечень ссылок
1. ФБУ “Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей.
Прогноз глубин [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный.
http://www.adgbu.ru/waterbox/prognoz/
2. Морской Инжиниринговый Центр СПб. Архив работ [Электронный ресурс]
Режим доступа: свободный.
http://mic-spb.ru/ru/archive/proektno-konstruktorskie-raboty